В данном разделе вы найдете подробную информацию обо всем, что связано непосредственно с перевозкой арт-объектов, а также о нюансах таможенного оформления и документах, необходимых для организации всех типов транспортировок.
Надеемся, что представленная информация, поможет вам найти наиболее рациональные пути как организации перевозки, так и обеспечения максимальной сохранности груза.

 При осуществлении перевозки предметов искусства зачастую возникают вопросы, кажущиеся на первый взгляд несущественными, но мы рекомендуем Вам обратить на них внимание при планировании транспортировки. Это касается сложностей со страхованием произведений искусства, проблем увязки легитимной транспортировки произведений искусства с российским протекционистским таможенным законодательством и еще огромного круга вопросов, перечисление которых займёт много времени и места. Поэтому обратим внимание лишь на самые основные:

    Необходимо максимально точно знать габариты того произведения искусства, которое вы планируете перевозить.

    Необходимо знать расположение и размеры того помещения (галереи, квартиры, выставочного зала), где произведение будет экспонироваться. Знать есть ли в этом помещении грузовой лифт или широкая лестница. Заранее продумать, сможет ли произведение пройти в дверной проем помещения. Если место доставки - квартира, то нужно заранее понимать, получится ли внести работу в эту квартиру (например, если речь идет о статуе). Нам известно немало случаев, когда нашим уважаемым клиентам приходилось отправлять произведения искусства обратно в галереи, в которых они были приобретены, только потому, что изначально не были учтены габариты помещений, в которых планировали их разместить.

    При отправке из России произведений искусства, важно учитывать некоторые нюансы российского законодательства. В частности, Закон достаточно жестко регламентирует ввоз и вывоз произведений искусства старше 50 лет. Ниже, пройдя по ссылке, вы сможете ознакомиться с Законом РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей».

    При разговоре о ввозе произведений искусства на территорию РФ, нельзя обойти такой важный нюанс, как уплата налогов и таможенных пошлин. Не вдаваясь в тонкости законодательства, имеет смысл сказать лишь, что при стоимости произведения искусства, превышающей установленный законом лимит, мы обязаны оплачивать НДС, рассчитываемый от декларируемой стоимости груза. В определенных же случаях (если произведение искусства признается не культурной ценностью, а предметом культурного назначения) – и таможенную пошлину. В таких случаях всегда возникает вопрос: а какую стоимость декларировать: страховую оценку, цену покупки, стоимость восстановления (если речь идет, например, о тиражной фотографии или принте) или некую рыночную цену? Мы часто сталкиваемся с этими вопросами, особенно если произведение было приобретено несколько лет назад, и с тех пор цена на него сильно возросла или упала, либо оно было подарено или перешло по наследству. Тем не менее, существует несколько наиболее распространенных сценариев проведения оценки, на описание которых могут уйти часы.

Именно поэтому, если Вас интересуют данные вопросы, оптимальным вариантом будет связаться с нашими сотрудниками, которые проконсультируют Вас лично либо по телефону.

Мы стараемся осуществить все работы в срок, и для этого пытаемся начинать работу с некоторым запасом по времени, однако, учитывая специфику художественной сферы, понимаем, что часто многое делается в последний момент: это обусловлено как человеческим фактором, так и объективными предпосылками. Тем не менее, мы всегда до последнего пытаемся исправить даже самую безнадежную ситуацию – даже если для этого приходится привлекать дополнительные ресурсы и работать в режиме «аврала».

Транспорт

от таможни до вручения

 
 

Любые грузы, пересекающие таможенную границу РФ, должны проходить процедуру таможенного оформления.
Все произведения искусства, как ввозимые, так и вывозимые, подлежат обязательному письменному декларированию. В противном случае, перевозка будет признана контрабандной.
Более того, процесс перевозки предметов искусства имеет свои особенности.

В первую очередь они обусловлены тем, что в таможенное оформление вовлечена дополнительная госструктура - Министерство Культуры.
Именно сотрудники Минкульта определяют, можно ли вывозить из России те или иные произведения искусства. Эти же сотрудники контролируют не только вывоз, но и ввоз в Россию всевозможных предметов искусства и старины и отвечают за их постановку на государственный учет.
Одно из основных направлений деятельности нашей компании – помощь клиентам в прохождении таможенной очистки как ввозимых, так и вывозимых предметов искусства.
В данном разделе Вы сможете найти подробную информацию о ввозе и вывозе произведений искусства из Российской Федерации.

                                                      Ввоз (Импорт)


При ввозе произведений искусства в РФ необходимо учитывать, что ввозимые товары, включая и объекты искусства, как правило, подлежат обложению налогами, таможенными пошлинами и платежами.

На наш взгляд, это идет несколько вразрез с протекционистской политикой государства по отношению к культурным ценностям, но... Закон есть Закон.
Основным вопросом в данном случае является определение декларируемой стоимости предметов искусства. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что у наших клиентов нет четкой информации о том, сколько стоят принадлежащие им ценности. Как правило, это произведения искусства, полученные в дар, по наследству, или стоимость которых могла существенно измениться с момента их приобретения.
Однозначного решения этого вопроса не существует, поэтому для урегулирования подобных вопросов мы рекомендуем обратиться с запросом к нашему сотруднику - и с его помощью найти оптимальные пути, как определения стоимости груза, так и нюансов его таможенного оформления.
При этом сам ввоз может быть временным или постоянным.
Режим временного ввоза предполагает обязательный вывоз ввезенных ценностей в том же количестве и состоянии, в котором они были ввезены.
При постоянном ввозе груз поступает в так называемое «свободное обращение». Это означает, что в дальнейшем собственник волен распоряжаться им по своему усмотрению, включая экспонирование, любое отчуждение, продажу, дарение, и т.д.

                                                     Вывоз (Экспорт)


Для вывоза произведений искусства за границу РФ необходимо иметь заключение одного из органов Министерства Культуры о том, что данное произведение не является культурной ценностью.

Часть произведений искусства является культурным достоянием (вне зависимости от того, кто в настоящий момент является их собственником). На постоянный вывоз таких предметов искусства Законом наложен строгий запрет. Данное ограничение распространяется в основном на произведения искусства, возраст которых превышает 50 или 100 лет.
Тем не менее, для вывоза любого предмета искусства, даже созданного год назад, необходимо получить справку или свидетельство на право его вывоза.
Вывоз на постоянной основе произведений искусства, отнесенных к культурным ценностям, запрещен.
Однако, если речь идет об организации зарубежной выставки - т.е. о том, что все вывозимые произведения после окончания экспонирования будут ввезены обратно в РФ - Закон предусматривает специальную процедуру получения разрешительной документации.
Сотрудники нашей компании помогут Вам в прохождении экспертизы и получении Свидетельства на право вывоза Ваших культурных ценностей. Обычно этот процесс занимает несколько дней, но, если предстоит сложная экспертиза - может затянуться и на более длительный срок.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые детали таможенного оформления предметов искусства.

Ввоз и вывоз произведений искусства может происходить как от имени физического, так и юридического лица.

Документооборот при оформлении груза на физическое лицо несколько проще, нежели на организацию. В данном случае есть возможность минимизации налогового бремени путем грамотного таможенного декларирования. Кроме того, при ввозе или вывозе любого предмета искусства физическими лицами – гражданами РФ или других государств – нет необходимости в предоставлении документальных подтверждений целей ввоза/вывоза, а также документов, подтверждающих право собственности на произведения.
Однако в ряде случаев, оформление импортного или экспортного груза на физическое лицо процессуально невозможно. Это, в частности, касается, большого количества произведений искусства, полиграфической продукции, временно ввозимых/вывозимых выставочных грузов. С точки зрения Закона, подобная деятельность не может осуществляться физическими лицами, и должна вестись от имени частного предпринимателя или компании.
При таможенном оформлении любых экспортно-импортных грузов от имени юридического лица, объем документооборота существенно увеличивается. Необходимо предоставление ряда документов, подтверждающих проведение экспортно-импортной сделки, права собственности, учредительных документов организации, всевозможных договоров. Подобная схема оформления несколько более трудоемка, занимает больше времени, требует большего количества различных согласований. Как следствие, стоимость таможенного оформления от имени юридического лица бывает несколько выше.

         Культурная ценность или предмет культурного назначения?


С точки зрения законодательства РФ, предметы искусства подразделяются на два типа:
Культурные ценности или предметы культурного назначения.

Закон не дает четкого определения этих категорий, делегируя данную функцию экспертам Министерства Культуры РФ. Именно они и определяют статус произведений.
При этом, в зависимости от присвоенного статуса, меняется не только процедура таможенного оформления, но и общая логистическая схема.
Особенного внимания заслуживает вопрос перевозки и оформления всевозможных инсталляций. Этот термин широко используется в международной арт-практике, однако пока отсутствует в российском законодательстве.
В этой связи, зачастую инсталляции даже наиболее именитых западных и российских художников приходится декларировать как товары народного назначения, такие как электротовары, выставочное оборудование и т.п.
Тем не менее, ввоз и вывоз этой категории предметов искусства не только возможен, но и широко применяется в нашей практике.

 

Автомобильная перевозка, являясь основным средством перемещения грузов по Европе, имеет ряд своих особенностей.
В ней есть и плюсы, и минусы.

К плюсам, в первую очередь, относится сравнительная надежность и безопасность данного вида перевозки. Упакованный груз, после помещения в автомобиль, доезжает до точки назначения без перегрузок. Это очень важно, особенно применительно к хрупким и габаритным грузам, которые нежелательно кантовать. Единственная процедура, которая может потребовать вскрытия или перемещения упакованных произведений – это таможенный досмотр. Однако он, как правило, производится в присутствии специального агента, который следит за тем, чтобы в процессе досмотра с произведениями обращались соответствующим образом, а также контролирует процесс упаковки после досмотра.

Вторым существенным плюсом является возможность перевозки тяжелых и габаритных грузов, которые зачастую невозможно перевезти авиационным транспортом. В частности это относится к объемным скульптурам и инсталляциям.

Главным минусом данного вида перевозок являются сроки доставки. Обычно они составляют 7-10 рабочих дней. Наши клиенты, особенно автомобилисты со стажем, зачастую удивляются: почему так долго? Ответ весьма прост: европейское законодательство очень жестко регламентирует количество времени, которое водитель-международник может провести за рулем. Как правило, это не более 9 часов в сутки. Именно поэтому сравнительно недальний маршрут в 3000-3500 км занимает столько времени.

Второй минус – очевидная географическая невозможность организовать автомобильную транспортировку в некоторые страны и регионы, такие как Северная и Южная Америка, регионы Ближнего и Дальнего Востока, а также в города, маршрут к которым проходит через политически нестабильные регионы.

И, наконец, последний нюанс, который следует учитывать при планировании перевозки предметов искусства: в связи с тем, что во время следования автомобиль пересекает множество границ и таможенных постов, теоретически, его имеют право досмотреть и проверить на каждом из них. Поэтому иногда дорога занимает на 2-3 дня дольше, чем было запланировано.

 

Авиационная перевозка, являясь наиболее быстрой, также имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при её планировании.

C одной стороны, авиационное сообщение наиболее универсально, поскольку охватывает практически весь мир.

С другой стороны, авиаперевозка требует более качественной упаковки – с момента сдачи груза на склад авиакомпании до доставки получателю, он проходит более десяти перегрузок, которые производятся как ручным, так и механическим способом.

В этой связи отправка любого груза без прочной деревянной упаковки крайне нежелательна.

Человеку несведущему может показаться, что авиационная перевозка должна занимать ровно столько времени, сколько самолет летит из пункта отправления в пункт назначения, однако это не всегда так. Во-первых, часть рейсов осуществляется нерегулярно, и их ожидание может занять некоторое время. Кроме того, в некоторых странах, например, в США, отправка частного груза в багажном (карго) отделении пассажирского самолета невозможна. Законодательство США предусматривает особые меры авиационной безопасности, поэтому частные грузы из неизвестных источников (т.е. приобретенные не у сертифицированных галерей или аукционных домов) должны отправляться только грузовыми самолетами. Между РФ и США летает крайне мало прямых грузовых самолетов, поэтому большая часть подобных грузов летит с перегрузкой во Франкфурте или Амстердаме, что в совокупности может занять до 10-14 дней.

Отдельного упоминания заслуживают габариты и вес отправляемых грузов: если при автоперевозке мы не сильно ограничены в габаритах, то при отправке самолетом приходится в первую очередь исходить из того, войдет ли упакованный груз в грузовое отделение авиалайнера.

Таким образом, при выборе способа транспортировки сначала необходимо тщательно взвесить всю имеющуюся информацию. Включая, габариты, объем и вес перевозимых произведений, а также их упаковку, хрупкость, чувствительность к тряске и вибрации.

Имея достаточно большой опыт в арт-логистике, при выборе способа перевозки мы всегда стараемся руководствоваться двумя основными критериями: экономичностью перевозки и ее безопасностью.


 

 

Морская перевозка используется в арт-логистике сравнительно редко.

Причин тому несколько:

  • перевозка морем занимает существенно больше времени, нежели автомобилем или самолетом;

  • груз в течение длительного времени находится в морском контейнере – что, вкупе с соленым морским воздухом, может привести к повреждению произведений.При этом герметизация контейнера весьма трудоемка и крайне нежелательна, поскольку в этом случае мы сталкиваемся с проблемой конденсата.

Тем не менее, этот тип перевозки незаменим, например, при доставке из США в Россию крупногабаритных грузов, которые невозможно разместить на борту авиалайнера. Кроме того, при перевозке больших объемов, если позволяют сроки, морская перевозка экономически целесообразна, и дает существенную финансовую экономию в расчете на килограмм груза. Однако, перевозка морем сравнительно небольших объемов груза крайне неэффективна.

 

Некоторые предметы искусства требуют не просто бережного, а очень бережного обращения с собой. В этих случаях мы предлагаем нашим клиентам курьерскую доставку. Это означает, что во время всей перевозки, с момента получения у отправителя до непосредственной доставки получателю, груз находится в одних руках.

Данная услуга совершенно незаменима и используется нами при транспортировке графических и живописных работ, книг, произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Однако, она имеет ограничения по габаритам и весу перевозимых ценностей.
 
Плюсы курьерской перевозки очевидны: не требуется объемная и дорогостоящая деревянная или металлическая тара, груз находится в одних руках «от гвоздя до гвоздя», абсолютно исключены любые сложности, связанные с нанесением ущерба произведениям по причине недостаточно бережного обращения на таможенных складах, при перегрузках или при таможенном досмотре.
 
Все наши курьеры имеют значительный опыт в перевозке и упаковке произведений искусства – поэтому мы можем быть абсолютно спокойны за судьбу произведений, как в пути, так и во время таможенного или иного досмотра. Кроме того, процедуры пограничного и таможенного оформления подобного груза занимают существенно меньше времени и сопряжены с меньшими сложностями, нежели чем при оформлении прочих перевозок.