chta-2 1 of 1.png
chta-1 1 of 1.png
chtak.png

Валерий Чтак:

«Пусть люди привыкают к искусству как к элементу окружающей среды»

 

press to zoom

press to zoom

press to zoom

press to zoom
1/5

«Это традиционные для меня картинки — котики, собачки. Черные, о чем тут же и написано на разных языках. Например, по-грузински «черный»— «шави». Мне нравятся буквы грузинского алфавита, я часто использую их в своих работах. Вообще люблю не самые узнаваемые языки. На траке вы можете увидеть и амхарский язык, и баскский, и фламандский… Правда, и французский. А на противоположной стороне — немецкий: «Kunst ist Kunst» — «Искусство есть искусство».

И мне нравится сама идея такого движущегося, перемещающегося искусства. Когда Диана Моцонашвили из FineArtWay, мой старый друг,  предложила сделать картинку, чтобы напечатать ее на траке, я с радостью согласился. Потому что искусства в городе должно быть много, и разного — паблик-арт, стрит-арт, граффити. Должны ездить по городам разрисованные троллейбусы, автобусы, грузовики.

 

Необязательно даже на них должны быть хорошие рисунки, могут быть и посредственные, и плохие картинки, какие угодно. Даже пропагандистские. Конечно, мне не очень нравится откровенная пропаганда — что-нибудь вроде «Есть такая профессия — родину защищать» или унифицированного Гагарина. Но рядом с другим, неформальным паблик-артом можно допустить и этот. Пусть люди просто привыкнут к тому, что торец здания и свободную поверхность стены может украшать картинка, а не лозунг «Решения XXV съезда КПСС в жизнь!».

Я знаю, что стационарный стрит-арт у нас сегодня требует специального разрешения, и мурал не может быть создан спонтанно, без санкций городских властей. Что обидно. Прискорбно, что ничего не меняется, и постсоветское общество в массе своей дико консервативно — людям не нравится, когда на убогих стенах их домов появляется что-то странное, необычное, то, чего они не понимают.

Как будто они призывают: «Оставьте нас сидеть в нашем болоте!» Но нужно выводить людей из этого состояния, показывать другие возможности. И пусть кто-то, чей глаз пока невосприимчив к такого рода изображениям, увидев картинку на стене, спросит: «Это чё, искусство?!» Пусть случайный прохожий, не имея еще представления

о том, что есть пятно, и что есть линия, засмеется, заметив на стене картинку Алисы Йоффе: «Какая фигня, мой трехлетний сын лучше нарисует!» Он так отреагирует, не имея опыта восприятия искусства, но это можно изменить.

Я раньше часть бывал в Белгородской области, и проезжая через какой-то городок, всегда обращал внимание на один и тот же перекресток, где стояла скульптура — огромное яйцо. Оно что-то символизировало — там много птицефабрик, но яйцо было само по себе прекрасно и всякий раз меня радовало. Чем больше на улицах будет разного публичного искусства, тем скорее  появится что-то достойное. Пусть люди смотрят, читают, привыкают к искусству как к элементу окружающей среды,  и к мысли о том, что они сами способны его создавать. Мой любимый художник Йозеф Бойс не говорил, как ему приписывают, что каждый человек может быть художником. Бойс говорил, что каждый человек — уже художник. Понятно, что у меня художественного опыта больше, чем у того, кто начал рисовать вчера, но он тоже может это делать. И чем больше паблик-арта будет вокруг — и на транспорте тоже, тем скорее люди научатся воспринимать искусство в целом как норму жизни — то, без чего нельзя обойтись.

FAW black.png